ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович
(5(17)·01·1813, Каменец-Подольск - 29.06 (11.07). 1889, Киев) - богослов, философ, историк философии, педагог. Учился в Киевской духовной академии (1833-1837), получил степень магистра богословия. В 1850 г., защитив диссертацию "Обозрение системы философии Гегеля", Г. становится доктором философии и древн. филологии. Читал курс лекций по истории философии в Ун-те Св. Владимира, опубликованный под названием "Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию" (1878-1884). Наиболее подробно в лекциях рассматривались философские учения Декарта, Гейлинкса, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Большое внимание Г. уделял также общим вопросам историко-философской науки в ее взаимоотношениях с самыми различными областями научной и общественной жизни. Влиянием гегелевских идей отмечена его работа "Введение в историю философии". В духе воззрений Гегеля, а также Шеллинга общая задача философии определялась Г. как стремление к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. "На основании идеи развития, свойственного духу, - писал он, - в истории философии должна выражаться не последовательность ее направлений, но и постепенное развитие полной системы знания и самопознания" (Введение в историю философии. С. 8). Как философ и богослов Г. сформировался в рамках киевской школы философского теизма, став одним из выдающихся ее представителей. Шпет в своем "Очерке развития русской философии" особо выделял Г., подчеркивая самостоятельный, недогматический характер его мышления, а также гот факт, что все его соч. проникнуты историзмом в хорошем философском смысле. Вершиной философской деятельности Г. является издание 4-томного "Философского лексикона", к-рый, по сути, явился первой рус. философской энциклопедией XIX в. При работе над этим соч. Г. пользовался зап. источниками, что не умаляет общей значимости его в философской культуре того времени, хотя отзывы современников на выход первых томов "Философского лексикона" отличались большим разнообразием мнений. В духовно-академической среде с критикой его выступил Юркевич, упрекая автора в гегелевских пристрастиях. При всей увлеченности учением Гегеля, Г. нельзя отнести к фанатичным его последователям. Он достаточно серьезно относился к наследию Канта, считая учение последнего цельной философской системой, снявшей крайности и противоречия предшествующей философии. Особенно импонировал Г. гносеологический аспект взглядов Канта, формулирование задачи философии как обращения к исследованиям мышления, как такового. Важной стороной кантовского учения было для Г. доказательство априорности форм чувственности и рассудка, а также строгое различение разума и рассудка, что в немалой степени противодействовало материалистическим и спиритуалистическим учениям XVIII в. Велики, по мнению Г., были заслуги Канта в разработке практической философии, раскрывающей свободную и разумную самодеятельность духа внутри самого человека. Высшим же достижением Канта Г. называл "Критику способности суждения", к-рая связывала безусловное с явлениями и раскрывала развитие духа в соответствии со свободно полагаемыми целями, а не механическими причинными связями. Однако Кант, как, впрочем, и Гегель, был во всей его полноте неприемлем для Г. из-за понимания философии как системы взглядов, возвышающихся над религией и ведущих к обожествлению разума, что лишало веру определенных привилегий. Среди др. неприемлемых положений кантовской философии Г. называл: неправомерность противопоставления разума и предмета, учение о "вещи в себе", отрицание реального существования вещей в пространстве и времени, разъединение практического разума, рассудка и способности суждения и т. д. Высказывая критическое отношение к догматическому периоду истории зап. философии, к философским системам эмпиризма, материализма и спиритуализма, Г. декларировал свое теистическое миропонимание, стараясь по мере возможности не выходить за рамки ортодоксального православия. При этом он усматривал идею Бога во всесовершенном разуме, к-рый служил вдохновляющим источником также и для философских построений Шеллинга и Гегеля, продолживших и расширивших кантовское учение еще и в том отношении, что у них идея Безусловного Существа устанавливается не на основании только требования нравственной природы человека, а значительно шире и глобальнее. Социально-политические взгляды Г. в осн. проявлениях вполне охватываются понятием православного консерватизма, вписываясь в официально-государственную формулу "самодержавие, православие, народность". Общую тональность своего консерватизма Г. выразил в ст. "Два слова о прогрессе" (1859), где призывал относиться к понятию "прогресс" с большой осторожностью, т. к. в слепом очаровании "прогрессивностью прогресса" и неудержном следовании ему об-во зачастую утрачивает фундаментальные ценности своей культуры. Деятельность Г. является примером своеобразного явления в рус. культуре сер. XIX в. - синкретизма духовно-академической и университетской философии.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович" в других словарях:

  • Гогоцкий, Сильвестр Сильвестрович — философ гегелевского направления (1813 1889); сын протоиерея. Окончив Киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И. М. Скворцов и В. Н. Карпов, Г. взял на себя преподавание польского, затем немецкого языка и только в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович — философ гегелевского направления (1813 1889); сын протоиерея. Окончив киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И.М. Скворцов и В.Н. Карпов , Гогоцкий взял на себя преподавание польского, затем немецкого языков, и… …   Биографический словарь

  • ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович — (1813 89) российский философ. Профессор Киевского университета (1851 86). Автор историко философских работ и первого в России многотомного философского словаря Философский лексикон (т. 1 4, 1857 73) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович — [5(17).1.1813 29.6(11.7).1889], русский философ идеалист. Профессор Киевской духовной академии (1841 51) и Киевского университета (1851 86). Пытался критически переоценить гегелевскую и др. идеалистические системы с христианских позиций. Идеализм …   Большая советская энциклопедия

  • ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович — (род. 1813, Каменец Подольск – ум. 1889) рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия, и потому задачу философии он видел в изображении идеи Бога как разумного и творческого начала и природного,… …   Философская энциклопедия

  • Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович — (1813 1889), российский философ. Профессор Киевского университета (1851 86). Автор историко философских работ и первого в России многотомного философского словаря  «Философский лексикон» (т. 1 4, 1857 73). * * * ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович… …   Энциклопедический словарь

  • Гогоцкий, Сильвестр Сильвестрович — Сильвестр Гогоцкий Дата рождения: 5 (17) января 1813(1813 01 17) …   Википедия

  • ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович — (1813 1889), русский философ, богослов, педагог. Родился 5 января 1812 в Каменец Подольске. Учился в Киевской духовной академии (1833 1839). Доктор философии, защитил диссертацию Обозрение системы философии Гегеля (1850). Влияние немецкой… …   Энциклопедия Кольера

  • ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович — (5(17).01.1813, Каменец Подольск 29.06 (11.07). 1889, Киев)    богослов, философ, историк философии, педагог. Учился в Киевской духовной академии (1833–1837), получил степень магистра богословия. В 1850 г., защитив диссертацию Обозрение системы… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий — (1813 1889 гг.) философ (…) Внутреннейшая глубина нашей жизни, в которой утверждается религия как сознание и чувство в нас бесконечного, как союза человека с богом, полагается не мышлением нашим и получается не от мышления. Мышление не может ее… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»